В этом коротком обзоре я не стану останавливаться на содержании стихотворения, так как довольно часто рассказывал о нём на концертах и в радиопередачах.
Есть такие песни, которые ощущаешь через какое-то время, как посаженное дерево в жизни. Все те слушатели, кто знает о группе «Возвращение» не первый год, знакомы с одноимённым диском. Он появился на свет в 2007 году, когда мы только начинали эксперименты с акустикой, возможности наши были тогда невелики, и альбом так и остался «самиздатом». Но мне всегда хотелось, чтобы песни, вошедшие в этот сборник, были записаны на профессиональном уровне, обрели своё истинное звучание, которое я, как автор, представлял себе изначально. В «Родниковой Родине» мои пожелания наконец-то осуществились. Поиск этого звучания вылился в долгую, кропотливую и очень интересную работу. Перед нами стояла задача сделать мощную песню, используя полный спектр звучания коллектива, при этом не скатиться в банальные гитарные риффы и, в то же время, оставить возможность слушателю легко воспринимать текст.
Барабаны записывали на студии у Дмитрия Дёмина на Электрозаводской. На этапе сведения для «гиперреалистичности», пользуясь современными технологиями и следуя тенденциям 🙂 , подмешали под каждый удар бас-бочки и малого барабана тщательно подобранный сэмпл.
Меня всегда привлекал яркий и открытый звук акустической гитары в рок-балладах известных западных групп 90-х годов, особую симпатию вызывали записи гитариста Richie Sambora из «Bon Jovi». Его гитарные пассажи часто можно было сравнить со звучанием рояля, этот звук можно услышать, только плотно прижавшись ухом к деке хорошего инструмента, его не передаёт даже самый качественный микрофон. Мне долгое время было непонятно, каким образом музыканты достигают подобного эффекта в записи акустической гитары, теперь этот секрет мне понятен. Этот приём в «Родниковой Родине» встречается в нескольких песнях, включая «Зодчего», «Тайгу», «Скоморошью долю». Каждая партия прописывается дважды (так называемый дабл-трек), даже самые сложные арпеджио исполняются только медиатором, при этом не в классической позиции, а ближе к нижнему порожку гитары, там, где бронзовые струны начинают выдавать больше металлического звона. При этом позиция микрофона выбирается субъективно, исходя из требуемого результата. Чтобы вписать органично звучание клавишных, с помощью специальных эффектов мы расширили стереобазу этих трэков, а для того, чтобы схожие по спектру жалейка и электрогитара не мешали друг другу — применили специальный динамический эквалайзер с сайдчейном.
Отдельных слов заслуживает процесс записи электрогитары. У этого инструмента в «Зодчем» несколько партий, некоторые из которых рождались прямо на студии в процессе записи. Такими находками стали партия со слайдом в третьем куплете и многоголосье перед финальной частью, где каждая фраза ритмически дублируется, при этом гармонически исполняется в определенном интервале. В процессе записи мы снимали обработанный звук и неискаженную «линию», которая нам в конечном итоге пригодилась при сведении, так как исходное звучание нам не совсем понравилось позже. То, что слышно на записи – результат реампинга, когда записанный чистый гитарный звук заново пропускается через цепочку эффектов и комбоусилитель.
С каждой песней «Родниковой Родины» мы шаманили по-разному, не боясь потерять схожесть и общую концепцию звучания, руководствуясь исключительно субъективным ощущением красоты звука.
(Сергей Канунников)
P.S. По традиции, в завершении сего опуса отзыв об альбоме от Алексея Кудрявцева, лидера группы «Проект АК»:
«Очень крутой альбом получился! Плотный по саунду, цельный по содержанию, красивый и честный. Из песен: «Скоморошья доля», «Родниковая Родина», а особенно «Тайга» — это просто файв!»