Сергей Канунников: «По сравнению с современным рэпом, Iron Maiden – это музыка для детей»

Быстрое интервью проекта «КИТ» с Сергеем Канунниковым, солистом фолк-рок группы «Возвращение», которая впервые приехала в Беларусь на гастроли.

О ДОРОГЕ, ГОСТЕПРИИМСТВЕ И СТЕРЕОТИПАХ

— Вам поступило какое-то особое предложение? Группа существует больше двадцати лет, а в страну-соседку добрались впервые. Как так?

— У Андрея Козловского есть строчка: «Я ночую только там, где любят меня». И вот в Гродно есть такой Саша Рязанцев, который слушает нашу музыку. Он поучаствовал в краудфандинге на Planeta.ru, где мы собирали средства на издание последнего альбома «Глубина». Одним из лотов был квартирник. Собственно, Саша приобрел этот лот и купил билеты нам в Беларусь. Таким образом и даем два концерта – в Гомеле и Гродно. Еще не было выступлений (разговор за несколько часов до – прим. автора), а нам уже светло и хорошо. Посмотрел ваш музей прекрасный, где собраны белорусские костюмы (речь о филиале Ветковского музея – прим. автора), купил магнитик.

— Вы ведь ехали на поезде. Границы с Россией нет. Почувствовали момент, когда оказались в Беларуси?

— Если честно, да. Стало чище. Вы живете и не замечаете порядок, потому как для вас это естественно. В небольших российских городах такого нет. На самом деле, какие-то еще четкие ассоциации со страной назвать сложно. Чтобы рассуждать о целом народе, надо не просто заглянуть в гости, а основательно приехать на месяц-другой, сформировать здесь круг общения. А мы туристы-перворазники. Будет пустословие, если начну рассуждать, какая она, Беларусь.

— Но хотя бы ожидания какие-то есть?

— Ожидания… Я встречал на фестивалях белорусских бардов. Они мне казались открытыми, добрыми, светлыми людьми. Я дружу с Тимофеем Яровиковым, несмотря на то, что у нас разные политические взгляды. Очень люблю его творчество, особенно о человеке. Отвечая на вопрос: надеемся, что будет открытое общение со зрителями. Знаете, чтобы за пазухой никто камень не держал.

О «ГЛУБИНЕ»

— В одном из последних интервью на «Своем радио», вы озвучили, что над альбомом «Глубина» в 2015 году уже шла работа. А релиз был только в 2018 году. Очевидно, что труд колоссальный. И сейчас вы получаете сотни отзывов, причем положительных, – вас удивляет отсутствие критики или в вашем представлении все так и должно быть?

— Профессиональной музыкальной критики эстрадного направления в России практически не осталось. Можно сказать, умерла как институт. И в рок-музыке та же ситуация. Есть журналисты молодежных изданий, которые пытаются писать отзывы на высоком уровне, но опять же – им интересен свой какой-то сегмент. Например, рэп. Те, кто остался в живых, так скажем, — Володя Марочкин (автор первой рок-энциклопедии в СССР, один из основателей московской «Рок-лаборатории»), Алексей Иренеев (портал astartaview.ru) – оценили наш альбом положительно. Кроме того, наш круг общения – это огромное количество музыкантов. Естественно, они тоже высказывают свое мнение.

Мне нравится критика, которая во благо, то есть не только подчеркивает минусы, но и говорит, что можно было бы развить. Я сам очень много работал в творческих мастерских , в жюри всероссийских фестивалей и, собственно, когда приходят новые ребята, стараюсь подходить к критике так, чтобы человеку помочь: выделить плюсы, а потом уже недостатки. Очень редко бывает, когда совсем не за что похвалить. Все-таки Господь дарит каждому из нас долю таланта. Собственно, такую критику я бы хотел слышать и в адрес группы «Возвращение». Друзья, как сказал выше, высказывают, но в основном это на уровне: «А я бы сделал вот так».

Если самому себя разбирать, то хотелось бы, конечно, заняться голосом более профессионально.

— В записи альбома участвовали приглашенные музыканты. В том числе, мирового уровня. Например, Сергей Филатов, профессор кафедры университета культуры и искусств… Легко ли было договориться на совместную работу?

— Гостей мы подбирали для нескольких песен по принципу, что именно этот музыкант может украсить аранжировку максимально точно. Партию клавишных инструментов в песне «Обыкновенное Чудо» я предложил Сергею Филатову. Он просто ответил: «Да, помогу». Записал у себя на студии. Не только Сергей, но и другие приглашенные музыканты – Вовка Кожекин, Роман Ломов (можно сказать, музыкальный побратим нашего Ильи Кудряшова) – хорошо оплачиваемые и востребованные музыканты в своих сферах, но коммерческий вопрос между нами не вставал. Просто мы стараемся помогать друг другу, создавая вместе что-то прекрасное. Например, мы участвовали в фестивале «Этносфера», чем могли — помогали в рекламе. Так же с фестивалем «Платформа». Всегда стараемся сосватать знакомым на радио своих друзей и коллег, чье творчество вдохновляет нас самих.

— Вы как-то сказали «Хорошие музыканты не имеют отношения к шоу-бизнесу». Вы до сих пор так считаете?

— В общем, да.

— У нас часто жалуются, что нет шоу-бизнеса. Тогда по логике: все белорусские музыканты хорошие…

— Ха. Здесь, как в математике: необходимое, но недостаточное условие для доказательства теоремы.

О ПОПУЛЯРНОСТИ

— Неоднократно в интервью вы говорили, что когда группа «Возвращение» только появилась, то особо продвижением альбомов никто не занимался…

— Да, первая студия звукозаписи просто выкинула наш первый альбом на рынок без всякой информационной поддержки. И ко всеобщему удивлению, было продано две тысячи дисков и три тысячи кассет. А мы не понимали, что нужно выстраивать маркетинговую стратегию и т.д. Прохлопали шанс. Возможно, если бы тогда взяли кредит на рекламу, то все пошло более уверенными шагами. Могу сказать точно: это привело бы «Возвращение» в другую сторону – стали бы тяжелой командой, играющей коммерческую музыку. Слава Богу, мы остались теми, кем являемся.

— И все-таки, если представить, что вы в начале пути, сейчас больше возможностей для музыкантов?

— Больше, но и конкуренция больше. Нужно делать все настолько уникально и качественно, оригинально и плюс самобытно… Получить внимание аудитории достаточно просто через соцсети: выложил музыку, настроил рекламу и показал на миллионную аудиторию. Если нет отклика, два варианта: либо неправильно настроена аудитория, либо неинтересный контент. Конечно, вопрос, что считается интересным, остается открытым. Столько внимания к русскому рэпу сегодня. Хотя если послушать тексты, то Iron Maiden в сравнении с этой ничем не прикрытой агрессией – это просто музыка для детей.

Источник: http://journalkit.by/vozvraosheniye