Владимир Марочкин: Мир «Возвращения». Интервью с Сергеем Канунниковым. Часть вторая

— Сергей, расскажи про Мир «Возвращения», — попросил я Канунникова. — Я заметил, что это мир, в котором нет временных границ. Например, «Куликово поле» — это не столько историческая песня, сколько песня о некоей битве, которая ещё впереди…

— Да, Мир «Возвращения» простирается от незапамятных времен до наших дней и куда-то в будущее. Когда я пишу песню, то стараюсь избегать материальных маркеров, которые давали бы песне принадлежность к какому-то определенному времени. Главное – это образ и эмоции. И конечно, я стремлюсь достичь того, чтобы эти образы максимально точно передавали идею, которая является стержнем песни. Тем не менее, во многих песнях у меня все-таки есть какие-то сюжетные линии, но я почти всегда (и чаще ненамеренно) оставляю некоторое пространство для фантазии слушателя. То есть, мой лирический герой из «Коловрата» или «Скоморошьей доли» запросто может оказаться нашим современником, а не персонажем XIII-XV веков, если конечно перед песней не зачитывать историческую справку. Или наоборот, в «Айно», которая воспринимается изначально слушателем, как карельский эпос, вдруг добавляется строка «в чёрном небе спутник летел» и время взрывается, вся атмосфера остается дремучей, древней, но ты понимаешь, что всё происходит здесь и сейчас, так же как происходило несколько веков назад.

Я стараюсь не употреблять какие-то «современные» слова. Ведь не поймут же потом! Грубо говоря, вот прошло 10 лет, сменилось поколение, и кто их поймёт?! У меня есть некий ценз, который не позволяет мне это делать и, может быть, именно поэтому я никогда не удостаивался эпитетов «актуальный» и «модный». Но с другой стороны как-то в одном из номеров «Контркультуры», кажется, в пятом, мне попалась забавная статьи о современном музыкальном искусстве (если не ошибаюсь, Сергея Жарикова), буквально: «если когда-нибудь от кого-нибудь вы услышите эпитет актуальный и модный, бейте сразу коротким хуком в грызло». Потому что под этими терминами вам впихивают всё, что угодно, что на самом деле ведёт к пустому времяпрепровождению. А, как мы знаем, природа статики не терпит: либо ты растешь, либо ты деградируешь.

В Мире «Возвращения» также нет границ пространственных. Вот сколько мне довелось по земле покататься, вот с этой земли музыка и льется, потому что каждая песня, которая появлялась в моём репертуаре, была связана с какой-то поездкой. На Нерли родилась песня «Небо в прорехах». Песня «Вверх по течению» связана с Мещёрой, с её бесконечными протоками, по которым мы плыли на лодке. Песня «Обыкновенное чудо», которая войдет в альбом «Глубина», написана в Питере…

Граница Мира «Возвращения» — это наша планета. Человек в разумном понимании должен себя ощущать человеком мира, потому что планета очень маленькая. Но с другой стороны, мы нужны только здесь, в России. На западе нас с нашим языком, нашими обычаями и нашими привычками никто не ждёт, разве что в качестве экзотики, если не считать среду мигрантов.

В песнях я говорю о том, что насилие или война – это чуждые человеку явления. Человек должен уметь бороться с этим, не давать себя вовлекать во всю эту кровищу, потому что часто под красивыми лозунгами тебя ведут на бойню. Хотя мне сложно говорить о своём авторском миролюбии. Я считаю, что обязательно должно быть сопротивление злу. Впрочем, оно должно быть всегда взвешенным, и человек, сопротивляясь, не должен впадать в крайности. Если на тебя пытаются воздействовать, угрожают, то надо реагировать соответствующе, но уж если к тебе домой пришли с факелами и начали всё рушить, то бери меч и сражайся.

— О сопротивлении злу: есть ли какая-то история у песни «Коловрат»? Как она появилась и почему?

— Эту песню нельзя назвать чисто исторической. В ней нет сюжетности и перечисления каких-то фактов, я писал о состоянии человека. Это песня человека, который несётся на лошади через лес для того, чтобы спаси свой город, но не успевает. Но он сражается, и сражается до конца. При этом он совершенно не думает, каким будет конец, он просто не видит для себя другого исхода, поскольку сражается со злом. Это песня о человеке, который выбрал для себя путь воина и прошел его до конца.

— Альбом «Непрошедшее время» начинается с песни «Заговор», и меня всегда интересовало: у тебя этот заговор на что?

— Это заговор на то, чтобы правда восстала. То есть сама песня в первоисточнике – это плач по умершим родителям (первая публикация – XIX век, 1862 год). А я её переделал, добавив припевы, в плач по умершей правде.

— У меня всегда было ощущение, что альбом «Непрошедшее время» как бы разделяется на две части. Сначала идут песни-предсказания. А вторая часть лирическая. Почему?

— Просто бывают разные периоды. Иногда я пишу сплошь драйвовые песни, быстрые и тяжёлые, а потом вдруг начинается сплошная лирика. И ничего с этим не поделаешь.

— Почему между альбомами «Карусель» и «Непрошедшее время» такое большое расстояние? Целых четыре года! Некоторые каждый год по альбому пишут…

— «Непрошедшему времени» не повезло. У нас просто не было денег. Он записан на деньги с концертов, с продажи ранее выпущенных дисков. Часть денег даже от семьи отрывалось в то время. Вот это всё вкладывалось в запись. Поэтому она шла медленно. Но мы справились тогда. Справимся и сейчас, хотя выпустить альбом стало очень дорого. Но в итоге «Вверх по течению», «Карусель», «Непрошедшее время», «Родниковая Родина», «Зодчий», «Глубина» и новый недозаписанный пока альбом создадут целый цикл, который и представит нашим слушателям Мир «Возвращения».

— О чем ты сейчас мечтаешь?

— У меня 29 июня родился сын, и я мечтаю, чтобы он вырос счастливым. Я мечтаю поехать с ним на рыбалку, научить играть на гитаре или на барабанах, и сыграть с ним вместе.

— Владимир Марочкин, октябрь 2017г.
Источник: https://vk.com/wall178161950_6795.