Игорь Лунев: О путях и временах (Сергей Канунников в театре «Синтез», Петербург, 20.02.2010)

Подхожу к арке одного из домов по Гатчинской улице, что на Петроградской стороне, и в темноте разглядываю чёрно-белую афишу, висящую на металлических воротах. Мне сюда. Захожу во двор, оглядываюсь, нахожу нужную дверь… И вот я уже в маленьком уютном зале на первом этаже. Февраль, мороз сосредоточился и жахнул, а нашлись-таки люди, что пришли на концерт. И это радует — всегда радует, когда люди приходят на хорошие концерты, а зимой особенно. Да и место… Не какой-нибудь клуб с баром, а действительно уютный маленький зал. Ничто и никто не отвлекает. Можно внимать.

Сергей Канунников, автор песен, вокалист и гитарист группы ВОЗВРАЩЕНИЕ из подмосковного города Железнодорожного, почему-то редко бывает с концертами в Питере. Это притом, что и с группой, и сольно он ездит по разным городам и весям немало.

Для справки: группа ВОЗВРАЩЕНИЕ появилась в 1999 году, её стиль можно назвать русским роком с сильным фолковым уклоном, а одно из главных достоинств — серьёзный подход не только к текстам, но и к музыке. Возможно, из-за этого дискография группы состоит лишь из одного альбома «Вверх По Течению», который не отражает нынешнего положения дел. С некоторых пор ВОЗВРАЩЕНИЕ существует в двух версиях — электрической и акустической. Причём вторая — самостоятельный проект, а не вынужденная версия первой.

Сергей Канунников — не просто сильный поэт, своими песнями он рисует целый мир в пространстве и во времени, в котором мы будто заново открываем даже привычные нам реалии. В этот раз рока не было, зато фолка было в избытке, и не только русского — в гармониях песен Сергея можно услышать и что-то кельтское, и что-то, похожее на босса-нову (в финале «Баллады О Доблестном Конкистадоре Родриго»), и даже танго («Падение Римской Империи»). Вот только цыганщины, многими у нас и принимаемой за русский фолк, вы в его музыке не найдёте. Может быть, потому что ухарство не входит в число качеств, романтизируемых Сергеем. Хотя романтизма в его песнях много. И вот парадокс: с одной стороны, это романтизм юношеский (иначе как понять столь трогательную, даже возвышенную балладу, посвящённую конкистадору, или слишком наивное восприятие языческих пережитков в русской культуре?), а с другой стороны, какой-то строгий. Не расслышать в песнях Канунникова ни истерики, ни иронии — о чём бы он ни пел, всегда поёт с одной и той же торжественной, задумчивой интонацией. Манера исполнения у Сергея весьма прохладна, но в его случае это только плюс — хочется следить не за эмоциями певца, а за тем, что происходит внутри песни. Происходить же там может многое. Рассказывать Сергей умеет, потому и исторические сюжеты в его песнях воспринимаются весьма органично и живо. Хотя историю Сергей тоже несколько романтизирует. Но надо отдать ему должное — он не тонет в архаике, прошлое для него становится способом переживания настоящего.

Вот ещё несколько запомнившихся фрагментов концерта. Новая песня «Ветер» — ломаный ритм, параллель между игрой стихии и человеческим характером. «Да Будет Свет» — попытка выйти за рамки привычной для автора музыкальной формы. Рассказ Сергея о том, что эту песню он написал после того, как ему довелось выступить на одной сцене с Томми Эммануэлем (на фестивале «Мамакабо» в Коктебеле). Такое событие подтолкнуло Сергея к решению, что надо делать что-то более интересное, чем «традиционный русский рок». В результате появилась песня, аранжируя которую, можно уйти в европейскую этнику, а можно даже и в джаз. Хрипение из колонок на протяжении нескольких песен — ни Сергей, ни звукооператор не могли уяснить его причину, а оказалось, что рядом с одной из колонок стоял барабан. Происшествие позабавило присутствующих, но не разрушило атмосферы. «Алые Паруса» и «Зодчий» — песни, которые для меня стали стрежнем концерта. Яркие визуальные образы в них — лишь детали, ни о каком романтизме говорить уже не приходится: два очень зрелых, а, стало быть, очень трезвых произведения. И архаика в «Зодчем», и почерпнутые из литературы образы в «Алых Парусах» — всё это срабатывает, но отходит на второй план. Остаётся только путь человека через тернии иллюзий к настоящей жизни.

— Игорь Лунев, http://www.nneformat.ru/texts/?id=5812