Владимир Марочкин о «Непрошедшем времени». 29.03.2012

Лидера группы «Возвращение» Сергея Канунникова я знаю давно и люблю его песни, которые возвращают людям уверенность в своих силах, заставляют искать свое предназначение в этом мире.
В нашем роке группа «Возвращение» выполняет функцию «виртуального» зеркала. Всем, кто в него смотрится, это зеркало напоминает о реальной жизни: «Народ! Вы все – хорошие, умные, добрые веселые! Не слушайте тех, кто говорит вам, что вы – неудачники и недотепы, что вы — кривые да кособокие. А корабли на самом деле летают!» Наличие такого «виртуального зеркала» необходимо, потому что люди иногда забывают, кто они на самом деле…
Таким был первый альбом группы с ошеломляющим названием «Вверх по течению». Не против течения, а именно вверх по течению, а для того, чтобы плыть от устья к истокам, необходимо, как известно, проявить волю к победе, чуткость силы и желание самосовершенстоваться. В альбоме полностью отсутствовала агрессивно-протестная составляющая, свойственная нашей отечественной рок-музыке. «Возвращение» предлагает своим слушателям использовать шанс стать иными, разорвать пелену морока, опутавшего нас со по рукам и ногам, и уйти искать себя настоящего:
«Ночь уходит в остывший песок,
Первый луч нас с постелей сорвет.
Мы оставим здесь все,
Нам время выдало фору…»

Новый альбом «Непрошедшее время» продолжает работу по возвращению людям истинной веры. Вот именно так и скажу: возвращение истинной веры! Потому что слушая песни, записанные на «Непрошедшем времени», вдруг начинаешь ощущать безбрежность музыки. В мелодике возвращения истинной веры слышатся не только русские мотивы, но и кельтские, ирландские, шотландские… И вдруг начинаешь осознавать, что границы стран – это блажь политики, а музыка – это грибница, которая объединяет все народы. И, кстати, я встречал уже исследования различных музыковедов, например, Романа Шебалина, в которых прямо указывается, что эта музыкальная грибница начала разрастаться с территории Руси, с берегов Днепра.
Кто знает, какую музыку исполняли русские скоморохи? Я не знаю. Но я могу предположить, что они играли блюз и хард-рок. И вот спустя много-много лет древняя традиция вновь вернулась к нам в виде рок-блюза и хард-рока.
Я думаю, что рок-музыка появилась именно для того, чтобы мы обернулись к корням, к истокам.
К сожалению, так повелось, что уже много лет примером для подражания нашим музыкантам служит англо-саксонская музыка. Но ведь эта музыка тоже произрастает из той же самой грибницы, возраст которой, кстати, не одна тысяча лет. И это значит, что там, где есть английский рок, возможен и русский рок с более древними музыкальными традициями, с возвращением к корням.

Вопрос вопросов: сможет ли наш рок стать популярным в мире? И что для этого необходимо?
Есть мнение, что мировой популярности могут добиться только те исполнители, которые поют на английском. Я считаю, что это не совсем верно. Петь на английском вовсе не достаточно. Для того, чтобы вернуть себе мировую популярность (именно вернуть, говорю я, вспоминая о мировой популярности, например, Прокофьева и Рахманинова), наши музыканты должны измениться качественно. Ушло время агрессивных поэтов типа Шевчука или Макаревича, злобный социальный рок может служить лишь для внутренних целей, в мире Макаревича не поймут никогда. Для того, чтобы оставить свой след на Планете Земля, надо сочинять песни, наполненные светом и радостью. В наполненности светом – чудо ансамбля The Beatles.

Чудо пластинки «Непрошедшее время» — песня «Конопатое чудо». Эта песня – призма, которая пропускает солнечный луч, превращая его в радугу радости. А ведь, казалось бы, нет в ней ничего необычного – простецкая мелодия, традиционный биг-бит. А нет! Стоит песне зазвучать, как оживают воспоминания, которые в наших сердцах заложили наши родители, чья молодость пришлась на 60-е, когда в мире впервые зазвучал биг-бит. Мы забыли, какую чудную гамму чувств испытывали молодые ребята и девчонки тех времен, когда впервые услышали музыку в стиле биг-бит. Но теперь мы можем представить их восторг и ощутить связь времен, которая никуда, оказывается, не делась. Да, на какое-то время эта связь времен действительно исчезла под перинами всяких исторических напластований, но теперь она к нам вернулась. Вот в такой удивительной древнерусской аранжировке…

Но слушая древние наигрыши «Непрошедшего времени», внимая древним заговорам, я вдруг почувствовал, что эти песни вовсе не о прошлом, а… о будущем. Даже песня «Коловрат» вовсе не пересказывает старинную легенду о Евтпатии Коловрате, рязанском воеводе, совершившем ратный подвиг во время нашествия Батыя. В этой песне поется совсем о другой битве, которая еще не случилась, но которая обязательно произойдет в будущем. И я боюсь, что все будет именно так, как спел ансамбль:
«По дымам считай, сколько их?
Созывай скорее своих,
Собирай последнюю рать,
Подымай! Да некого подымать…

…И дождутся времени топоры,
И займётся заревом вражий стан.
Будут петь в веках песни гусляры,
Как сражалась тысяча против ста…»

Когда произойдет эта битва? Не знаю. В песне даже указано только приблизительно время:
«Будет краток месяц хмельной — ноябрь,
А как встанут реки — придёт орда…»

Но битва будет…

Будет и новая Куликовская битва, в которой новый Дмитрий Донской станет сражаться против нового Мамая. Все это произойдет, ибо об этом уже сложены песни:
«Не голосом княжьим зван
На Поле Великое,
Но ликом на знамени
Полковом.
И грубая сталь сохи
Оторвана от земли,
В кистень перекована
Кузнецом…»

Понятно, кто выйдет биться с нашей стороны: конечно, Емеля.
«Висит на столбе,
На ржавом гвозде
Сапог да метелка,
Пиджак с карманами,
Корзинка с грибами,
Колпак да ермолка…»
— а Емеля ушел на войну. А кто же еще защитит Родину?

Плачет Маруся:
«А в ведёрках печаль, горе девичье,
Чай, семнадцатый год, а до сих пор ничья.
Некого у крыльца вечером встречать…»

И тем не менее все будет хорошо:
«…мама меня отмолила,
И та, что тайком назвала нареченным…»

Откуда музыканты группы «Возвращение» — Сергей Канунников (вокал, гитара, стихи), Илья Кудряшов (традиционные духовые инструменты), Никита Алешин (бас, ф-но), Денис Забавский (балалайка) — это знают?
Да ветер, вестимо, принес. Ветер времен…

Вторая половина пластинки – настоящий поток счастья. Невероятного, солнечного счастья, о котором, кажется. можно только мечтать. Вот Сергей Канунников и поет об этом, чтобы мы начали мечтать. В песнях «Ленинградка», «Слушая, как ты дышишь» и, конечно же, в «Конопатом чуде» очень много тепла и нежности, а также – воспоминаний о каком-то прекрасном будущем, в которое обязательно хочется успеть попасть:
«На крутом берегу конопатое чудо
В соломенной шляпе,
Ветер-бродяга плетёт неумело льняную косу.
— Ты куда, и откуда? — спросит,
И солнце в глазах запляшет.
— Я за летом на вёслах…»

Счастье обязательно наступит, оно придет к нам, как приходит лето.
Но сначала нас ждет Великая битва.
И так будет обязательно, потому что заговор на новое будущее уже произнесен.

— Владимир Марочкин, http://marochkin.livejournal.com/221423.html